Притчи святителя Николая Сербского

Николай (Велимирович) (1880-1956), епископ Охридский и Жичский, святитель, богослов и религиозный философ, сербский духовный писатель.

 

Притчи 

 

«Весь мир есть одна долгая притча…»

Весь мир есть одна долгая притча, составленная из бесчисленного количества притч.

Как всякая притча имеет конец, так преходящ и мир сей, и все то, что в мире. Но духовное ядро, скрывающееся в скорлупе всех притч, остается крепким и не гниет.

Люди, которые этими притчами питают лишь очи и уши, остаются голодными духом. Ибо дух питается ядром притч сих, а они не в состоянии добраться до этого ядра.

Недуховный, плотской человек питается зеленой листвой многочисленных притч и всегда остается голоден и обеспокоен голодом. Духовный человек ищет ядро этих многочисленных притч и, питаясь им, бывает сыт и спокоен.

Притчами являются и все существующие вещи, ибо все они, как зеленые листья или как скорлупа, окружают скрытое ядро. Притчи суть и все происходящие события, ибо и они – лишь одежда для духовного содержания, духовного ядра, духовной пищи.

И сам Господь наш Иисус Христос в поучение людям часто использовал притчи, изображающие природу, то есть вещи и события мира сего. И часто Он брал для поучений обычные вещи и обычные события, чтобы показать, сколь питательное ядро и сколь глубокое содержание во всех них скрывается.

Разумное дитя

Современная русская притча

Однажды маленький Иван возвращался из школы. На пороге дома встретил его отец, который был безбожником, и спросил:

– Ну, сынок, чему тебя сегодня учил законоучитель?

– Чему учил?.. Отец-законоучитель нас учил, что существует Единый Бог в трех Лицах.

– А разве он вам не сказал, что Отец не старше Сына, и Сын не младше Отца?

– Да, папа, он так нам говорил, – ответил Иван.

– Ах, сынок, это большая глупость, – высказался отец-безбожник. – Посмотри! Я же твой отец?

– Да, папа, – подтвердил ребенок.

–Так видишь, сынок, если я твой отец, то должен быть и старше тебя. Разве не так?

–Так, папа дорогой. Ты старше меня как человек, но как отец ты не старше меня, поскольку в тот час, когда ты стал моим отцом, я стал твоим сыном. Поэтому, коль Небесный Отец прежде времен, то прежде времен должен быть и Сын.

Безбожный отец опустил голову, задумался и с того времени больше не спрашивал сына, чему его учит законоучитель в школе.

 Притча о драгоценном камне

У отца был единственный и безмерно любимый сын. И вот как-то сын отцу сказал, что хочет пойти по свету – посмотреть, каков этот свет и как в нем живется. Отец сначала отговаривал сына, но, поняв, что тот уже не отступит от своей затеи, дал согласие. Обрадованный сын собрался в дорогу. А когда он пришел проститься, отец вынес драгоценный камень, подвел сына к большому зеркалу и спросил:

– Что ты видишь в зеркале?

– Вижу нас двоих. Тебя, отец, и себя.

– Какими ты нас видишь? – уточнил отец.

– Вижу, что ты несколько больше меня, а я несколько меньше тебя, – ответил сын.

– Хорошо, – сказал отец. – Вот, драгоценный камень для тебя. Это камень счастья. Если сбережешь его в целости и сохранности, благополучно пройдешь пути свои и живым-здоровым ко мне вернешься. Если же его повредишь, то к погибели устремишься и пропадешь.

Выслушав это поучение, сын взял драгоценный камень, завернул его в платок, положил за пазуху и отправился в путь.

Шел он долго-долго, видел много-много. И сердце его радовалось всему увиденному и услышанному. Но однажды решил он провести ночь в компании, которая искала удовольствий в пресыщении едой и питьем. Эта компания пила и ела всю ночь до утра. А к утру все были пьяны, и сын, о котором идет речь, тоже. И тогда ему кто-то сказал: «За такое удовольствие платить нужно только драгоценным камнем». Услышав это, сын гордо вынул из-за пазухи свой драгоценный камень, отбил от него кусок и расплатился. Но когда он после этого, выспавшись и протрезвев, посмотрел в зеркало, то увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, несколько уменьшенным.

Он продолжил странствовать, за всем наблюдая, все слушая и всем восхищаясь. Довелось ему как-то остановиться на ночлег в городе, который был широко известен своим богатством и своими богачами. Когда же с этими богачами познакомился, то услышал от них: «Мы в свою компанию принимаем только богатых людей, так что, если желаешь с нами жить и быть нашим сообщником, с тебя требуется взнос – драгоценный камень, хотя бы маленький». Сын достал из-за пазухи свой драгоценный камень, отбил от него кусок и отдал взнос. Таким образом он был принят в общество богатых и стал действительно очень богатым человеком. Между тем, посмотрев однажды в зеркало, сын увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, заметно уменьшенным.

Когда в том городе ему надоело быть, он собрал свое богатство и отправился дальше странствовать по свету. И пришел в город, известный по царившему там разврату. Какие-то люди ухватили новоприбывшего и отвели к падшим женщинам, а те стали соперничать, кто из них полностью завладеет им, а точнее – богатством его. В этом городе молодой человек пробыл долго, но там ему тоже надоело, и он решил путешествовать дальше. А перед тем, как отправиться в путь, посмотрел в зеркало – и увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, намного уменьшенным. Удивился он этому, но подался в путь снова.

Дальнейший путь привел его в страну, князь-правитель которой умер, а вельможи спорили между собой, кому из них быть князем. Всем им хотелось удостоиться этой чести. Но поскольку не могли никак договориться, найти согласие, то стали предлагать странствующему юноше: дескать, мы тебя сделаем князем, если только ты хочешь и можешь нам дать откуп драгоценными камнями. Польстился молодой человек на княжеские почести, достал из-за пазухи свой драгоценный камень, отбил от него несколько кусков и раздал вельможам. Так он стал правителем той страны. Жил и правил он там довольно долго. Но потом и это надоело. Решил он оставить свое княжество и странствовать дальше. А когда отправлялся в путь, простившись со всеми, посмотрел в зеркало и увидел отца своего в полный рост, а себя, рядом с отцом, совсем малым, как ребенок, едва достающим до колена отцу.

Странствуя далее, попал этот сын в страну, жители которой не знали единого Бога, а слушались разных колдунов и призывателей духов. Для него это было ново и необычно, и он решил познать колдовские тайны той страны. Колдуны пообещали, что откроют ему все свои тайны и свяжут его с духами, если он даст им драгоценный камень. Но от того драгоценного камня, который дал отец, отпуская в путь, у сына остался только маленький кусочек. И он этот последний кусочек отдал колдунам. Те приняли его в свое общество и посвятили в свои тайны. Он научился вызывать духов из подземного мира и общаться с ними, отдавшись полностью во власть им. Но и это ему надоело. А захотелось путешествовать снова. Когда же собрался в путь, посмотрел он в зеркало и увидел отца своего в полный рост, а себя вовсе не увидел. Смотрел и удивлялся, как это его нет в зеркале. Но с зеркала вдруг исчезло также изображение отца. Вместо него появился подземный дух мрака – злобный, рогатый и ужасно мерзкий. Сын схватил зеркало и разбил. Однако из-за спины выскочил подземный дух мрака и, связав ему руки и ноги, утащил в свое подземное царство.

Ясно ли содержание этой притчи? Отец – это Сам Господь Бог. Сын – это человек. Зеркало – завет Божий. Драгоценный камень – душа человеческая. Уйдя от своего Отца вопреки воле Отчей, сын платит душой своей за обманчивые удовольствия этого мира – прежде всего за похоть есть и пить, похоть богатства, похоть телесную блудную, похоть власти и, наконец, похоть знаний при посредстве злых духов. Таким образом ущерблялась и уменьшалась его душа – драгоценный камень, полученный от Бога Отца, пока совсем не истратилась и окончательно не упропастилась. То, что сын видел Отца всегда в той же величине, значит, что Бог не меняется, всегда остается таким же. А то, что Отец в конце концов стал невидимым в зеркале, значит, что сын, утратив душу, утратил и всякую связь с Отцом своим. А то, что злой дух тьмы появился в зеркале и в реальности, значит, что сын свою душу полностью продал тому злому духу тьмы. И так злой дух, уже хозяин его души, получил власть и над остатком человека, то есть над телом его.

Притча о Люцифере

Когда Люцифер падал с Небес в пропасти Ада, вслед ему прозвучал голос: «Деревом ты поразишь, но деревом и сам поражен будешь». Он это слышал, да забыл, поскольку оглупел и память утратил, отпав от Бога. И время шло. Люцифер неоднократно пытался вспомнить те слова, которые слышал при падении, но никак вспомнить не мог. А из-за этого пришлось ему сильно страдать.

Однажды он в змия превратился и обманом вынудил Еву вкусить плод с Древа познания добра и зла. И Ева вкусила, вопреки Божьей заповеди: вкусила сама и Адаму еще дала, чтобы он тоже вкусил… За нарушение заповеди Божьей тогда последовало изгнание из Рая. Этому Люцифер очень обрадовался, так как у него нет иной радости кроме злорадства.

Но вот тогда и припомнились ему слова, которые он слышал при падении с неба. Правда, не все полностью, а только первая половина. Вспомнил он что слышал вслед: «Деревом ты поразишь…» Остального же вспомнить не мог.

А время шло. Люцифер и далее пытался вспомнить остальные слова, услышанные при падении, да не получалось. Ведь он оглупел и память утратил, отпав от Бога. Из-за этого пришлось ему сильно страдать.

Когда иудеи Христа на смерть осудили и распяли на деревянном Кресте, Люцифер очень обрадовался, так как у него нет иной радости кроме злорадства. Но тогда вспомнил и остальные услышанные при падении с неба слова, которые он на протяжении веков не мог вспомнить: «…Но деревом и сам поражен будешь».

Вспомнив их, он впал в отчаяние и в страх неописуемый, отскочил от Крестного Древа, как от огня, и, колотясь, побежал в Ад. Вся адская рать собралась около него и начала расспрашивать, в чем причина такого страха. А он не мог и слова промолвить. Тогда Господь спустился в ад и разорил его. Так сбылись полностью слова: «Деревом ты поразишь, но деревом и сам поражен будешь».

Притча о злосчастном петухе

У одной старой женщины был петух – не живой, а чучело, какие обычно из мертвых птиц делают. Женщина держала его в своем доме как украшение. И все, кто приходил к ней, удивлялись красивости этого петуха-чучела.

Однажды женщина решила сделать основательную уборку и проветрить свой дом. Она вынесла во двор все вещи, включая и своего любимого петуха. А в это время над двором в небесных высях кружили орлы, пристально вглядываясь, что бы с земли взять себе на пропитание. Заметив на дворе петуха, сразу несколько орлов устремилось туда, чтобы схватить его. И пришлось им биться между собой. В итоге два из них погибли, а несколько получили ранения. Но одному могучему орлу удалось все-таки схватить петуха в свои острые когти и победоносно подняться в выси небесные. Там, чувствуя себя уже в безопасности, он клюв свой вонзил в тело петуха, чтобы напиться горячей крови и наесться вкусного мяса. Однако из утробы петуха вместо сердца или печени орел достал вату. Он удивился очень и еще раз вонзил клюв под перья. Но опять вытащил клок ваты, а при этом почувствовал, что клювом задел что-то твердое, издающее звук не такой, как кости. Ужасно рассердился орел и в третий раз так клюнул, что клюв прошел насквозь, а вся голова оказалась внутри петуха, во мраке. Пытался орел вытащить голову, да не мог, так как она там запуталась в проволоках. Он напряг все силы, чтобы голову все же вытащить, дернул раз, другой, третий… Да так и не смог, а к тому же чем больше дергал, проволоки все туже затягивались вокруг шеи. Он судорожно дергался, уже думая не о добыче, мясе и крови, а лишь о том, как спасти свою жизнь. Но все безуспешно. Проволоки душили его. Тогда орел разомкнул свои когти, намереваясь выпустить петуха, чтобы тот упал на землю. Однако и это не удалось – петух висел в воздухе, держась проволоками своего нутра за голову орла. Теперь уже не петух был добычей орла, а орел добычей петуха, причем мертвого. От настоящего петуха там ничего, кроме перьев, не было. В конце концов от страха, удушья и судорожных попыток освободиться орел изнемог и, лихорадочно тряся крыльями, стал падать. На землю он упал без сознания. Вскоре к нему подбежали дети. Увидев и поняв, что случилось, они начали смеяться. Но чучело петуха сорвали и орла от проволочной удавки освободили. Умирающий орел еще открыл глаза, взглянул в небесные выси, посмотрел на детей… И дух испустил.

Этот реальный случай из жизни животного имеет символичное значение для жизни людей. Что он представляет? Старая женщина – этот мир, предлагающий свои блага и удовольствия людям. Люди, как хищные птицы, борются за эти блага. В такой борьбе многие гибнут, и все остаются с ранами на душах свои. Ложный петух – этого мира ложное богатство, за которое люди борются. Орел-победитель, который своих собратьев убивал и ранил, представляет человека, дорвавшегося до богатства этого мира. Его радость из-за добычи кратковременна. После нее наступает разочарование, неизбежно связанное с любым удовольствием. А разочарование обусловлено тем, что человек запутывается в невидимых проволоках благ и наслаждений, которые душу человеческую удавливают, пока не загубят. И такой человек гибнет в страхе и ужасе. Причем его гибель сопровождается насмешками других людей.

Притча о благоразумном царе

В одном городе у граждан был обычай выбирать царем иностранца, то есть человека, который не знает их законов и обычаев. Когда его возводили на царский престол, то одевали в красивые одежды, угощали обильно всякими яствами и окружали всяческим блеском. Но как только истекал один год, они своего царя свергали и отправляли на один удаленный остров, где не было у него ни хлеба, ни крова и где он в нищете и унижении завершал свою жизнь. Тогда граждане этого города выбирали себе другого царя, и опять иностранца, и снова только на один год, потом третьего и так далее.

Но однажды случилось так, что избрали они одного очень мудрого и осторожного человека. Тот выспросил своих слуг о том, что бывает с царями в их городе, и в течение всего года ежедневно усердно посылал еду и драгоценности на тот остров. Когда прошел год и его голым и босым отправили туда, он оказался обладателем огромного богатства. Все у него было: и злато, и серебро, и еды вдоволь, и прожил он там гораздо дольше, чем царем в том городе.

Тот город представляет собой этот свет, граждане – злые духи, глупые цари да и мудрый царь – это люди. Дураки думают только об удовольствиях на этом свете и считают его вечным, но, в конце концов, смерть прерывает их жизни, и они, нагие без своих добрых дел, попадают в ад. Мудрые люди делают много добрых дел и, как сокровища, отсылают свои добрые дела на тот свет. После смерти добрые люди (мудрые цари) отходят на тот свет, где их ждет накопленное богатство и где они царствуют в большем сиянии и красоте, чем жили на земле.

Притча о двух вишнях

У одного человека росли две вишни перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома, они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз просила разное: то «окопай меня», то «побели меня», то «напои меня», то «отведи излишнюю влагу от меня», то «заслони меня от жаркого солнца». А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: «Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!»

Хозяин был милостив к обоим, ухаживал за ними и выполнял все их просьбы. Иначе говоря, злой вишне давал все, что она требовала, а доброй – только то, что считал нужным, имея целью прекрасный преобильный урожай.

И что же потом случилось? Злая вишня сильно разрослась, но уродила лишь мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть. А добрая, не привлекавшая своим внешним видом, принесла много — премного вкусных ягод. Видя это, злая вишня стала роптать на хозяина. Тот рассердился и ответил:

– Разве я в этом виноват? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы и тебе помог принести обильные плоды. Но ты притворялась, что умнее меня, который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.

Горько раскаивалась злая вишня и обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, а обо всем остальном предоставит заботиться только ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя, как добрая вишня. На следующий год обе вишни принесли одинаково хороший урожай, и радость их, как и хозяина, была велика.

Мораль этой притчи ясна для всех, кто Богу молится. Хозяин сада есть Бог, а люди есть саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. Итак, что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царствие Небесное. Когда, прежде всего об этом просим Бога, Он дает вместе с этим богатством и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно. Но об этом можно просить только заодно с главным. Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь!..» Но эта молитва в «Отче наш» стоит не на первом месте, но только после
молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на небе.

Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – из праха, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные – такие, как миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие, – Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить Бога.

Притча о недостойном наследнике

Некий человек получил от отца огромное наследство, но стал тратить полученное богатство лишь на благоус­тройство и украшение своего дома. На себя он ничего не тратил – только на дом. Не умыт, не чесан, в лохмотьях, голоден – одним словом, скряга. А хоромы его снаружи были так разукрашены, что всякий прохожий ахал от изумления. Слушать восторженные возгласы о своем доме было единственной радостью для того человека.

Но однажды в грозу ударила молния в его дом, и дом исчез в пламени. Человек тот едва спасся, выскочив на улицу. Народ, увидев его, бросился от него врассыпную, как от чудовища. В отчаянии он побрел из города, сам не зная, куда идет. Вскоре с ним повстречались цыгане и подумали: «Этот сгодится для нашего ремесла. Они набросились на несчастного и еще больше его изуродовали, выцарапав ему глаза да перебив руки и ноги, а потом взяли с собой попрошайничать по белу свету.

Человек тот представляет душу грешника. Великое богатство есть дары Божий. Возведение, укрепление и украшение одного дома означает заботу исключительно о своем теле и телесной жизни. Опустившийся голодный оборванец – это заброшенная, оголодавшая душа в теле. Гроза – это неожиданная смерть. Люди в городе, что бегут от того человека, как от чудовища, есть ангелы Божий, которые отворачиваются от гадкой грешной души. Цыгане означают черных демонов, которые любят себе подобных и хватают их.

Любовь и время

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:

— На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.

Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила:

— Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.

Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.

Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви.

Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади:

— Пойдем, Любовь, я возьму тебя с собой.

Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:

— Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?

Познание посмотрело на Любовь:

— Это было Время.

— Время? — переспросила Любовь, — Но почему оно спасло меня?

Познание еще раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:

— Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

«Придет время, ты уйдешь от всех, и тебя все оставят. Друзья позабудут. Богатство тебе не понадобится. Красота увянет, не станет силы, высохнет тело, и душа погрузится во мрак. Кто протянет тебе руку в этой тьме и одиночестве? Только Христос Человеколюбец, если ты в жизни своей Его возлюбила. Он выведет тебя из тьмы к свету, из одиночества на Небесный Собор. Думай об этом день и ночь и стремись к этому. И да поможет тебе Христос, Царь любви. Аминь.»

Я покажу тебе дорогу

Один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. Спросил его странник: – Что происходит в доме?

– Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.

Странник замолчал в ожидании.

Кого ты ждешь? – спросил рабочий.

– Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.

– Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.

Покачал головой странник и отвечал:

– Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?

Как ласточки научились летать в теплые края

В одной старинной народной легенде говорится, что в давние времена ласточки не умели в холодную пору переселяться в теплые края. И, когда выпадал снег и ударял мороз, они жестоко страдали и гибли. Видя это, один милосердный человек сжалился над ними и стал делать все, что умел и знал, чтобы научить ласточек улетать на юг. Он подавал им знаки – ласточки не понимали их, он манил их пищей в сторону юга – не помогало, пугал и гнал их – напрасно. Ничего не получалось у него. Тогда стал он молиться Богу, чтобы Он превратил его в ласточку. Бог исполнил его желание и превратил человека в ласточку, которая могла мыслить и чувствовать как человек. Тогда человек-ласточка легко объяснился с ласточками и увел их осенью в теплые края. С тех пор ласточки научились улетать на юг. Конечно, это только поэтический вымысел. Но пусть он поможет тебе, хотя бы в какой-то мере, понять, как вечная Мудрость, рожденная от вечной Любви, воплотилась и стала Человеком среди людей, чтобы их, продрогших от земной горечи, повести новым путем, в теплые края, в Царство Божие, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание». Но и в малом, человеческом теле великий Господь оставался Сущим, Неизменным, Вечным. Всегда таким, каким Он был от века в беспредельности Царства Своего и неизреченной Своей славе.

Притча об усыновлении

Вы хотите знать истину о жизни человеческой. Трудно поведать о ней в письме. Давайте обратимся к притче.

Некий богатый человек имел единственного сына. Но усыновил он и сироту и считал его своим сыном. Вот однажды в дом этого человека тайно проник колдун и уговорил пасынка оставить дом своего благодетеля, пообещав ему славу, во много раз превосходящую славу приемного отца. Околдованный пасынок пришел к своему благодетелю с просьбой отпустить его. Тот прозрел все, что произошло, но не стал противиться и предоставил ему свободу. Однако, провожая его в путь, сжалился над ним и дал ему плетеный мешочек, полный золота и драгоценных камней. Со слезами отпустил он пасынка. Злодей же не только не помогал одинокому путнику, но посылал своих сродников грабить его. И несчастный, попадая в руки разбойников, откупался от них золотом и драгоценностями, но только просил не трогать его плетеный мешочек. Засада следовала за засадой, пока драгоценный мешочек не опустел. Тогда перед ним появился сам колдун; бедняга бросился к нему за помощью, как к другу. Но злодей сбросил маску и, скрипя зубами, стал отнимать у несчастного плетеный мешочек. Все это время человек, усыновивший сироту, прозревал происходившее с пасынком в дороге. Он сокрушался о судьбе юноши и послал своего единственного сына спасти его от погибели. Сын подоспел в тот последний миг, когда пасынок уже изнемог в борьбе за плетеный мешочек, и, ударив колдуна, ранил его смертельно, а сироте опять наполнил мешочек золотом и самоцветами и сказал, чтобы скорее возвращался в дом, где ждет его отец.

Понятна ли Вам эта притча? Человек-хозяин – Бог. Сын Его – Иисус Христос. Пасынок – Адам и род его. Колдун – сатана. Плетеный мешочек – тело человеческое. Золото и дорогие камни – дары Божии, украшающие душу человеческую. Удалившись от Бога, самовольный род человеческий постепенно растерял духовные сокровища и остался один на один с жизнью телесной. И, когда сатана сделал попытку присвоить и ее и тем самым полностью уничтожить творение Божие, явился на землю Сын Божий. Он смертельно ранил сатану и, раненого и бессильного, низверг в адскую бездну, а в телесную жизнь снова вдохнул душу живую и исполнил ее Божественными дарами. В то же время Он заповедал роду Адамову с новым сокровищем вернуться в дом Отца Небесного.

Мир Вам и благословение Христово.

Притча о словах Откровения

И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр.1:6).

Жил некогда в Азии один царь; не был он христианином. Был он сильным и могущественным, но не имел наследника. Приближалось время его смерти, и спросили его: «Кто же будет править после тебя?» Ответил царь: «Найдите человека, который пришелся бы мне по душе. Я усыновлю его, и будет вам царем. Но человек этот должен обладать определенными качествами: во-первых, он не должен бояться смерти; во-вторых, он не должен желать стать царем; в-третьих, у него должно быть самое большое количество детей в моем царстве».

Искали, искали и не находили. Наконец привели к царю одного молодого плотника, известного своим мужеством. Умирающий царь спросил его: «Боишься ли ты смерти?» Плотник ответил: «Как мне бояться того, что боится меня и что просто послужит мне мостом в вечное Царство?». Снова спросил его царь: «Желаешь ли ты стать царем?» Ответил ему плотник: «Как я могу желать стать тем, кто я есть? Мой Создатель усыновил меня во Христе, а Создатель мой – Царь над царями, следовательно, и я царь». Наконец, умирающий царь спросил его: «Сколько у тебя детей?». Ответил юноша: «Триста детей есть у меня. Это те, кого крестил я и родил в духе. Это дети мои духовные, которые называют меня своим духовным отцом». Задумался царь и сказал: «Я звал тебя, чтобы усыновить, а теперь прошу тебя усыновить меня и принять меня духовным сыном». И крестил плотник царя. И умер царь без страха.

Ответы молодого плотника объясняют тебе значение слов – соделавшему нас царями. Все христиане усыновлены Царем Небесным, по милости и благодати Его, ради Крови Сына Божия Иисуса Христа. Все, кто ведет христианскую жизнь на земле, войдут в Царство Небесное и будут царствовать с Отцом своим, Царем вечным.

Куда ветер поведет

Церковь учит, что существует Дух Святой, Который Бог от Бога, Благой от Благого, Бессмертный от Бессмертного, Всесильный от Всесильного, Истина от Истины, Свет от Света, Живот от Живота. Вы же хотите, чтобы люди жили «духом времени». Но дух времени изменчив, словно ветер, с той лишь разницей, что обычный ветер выкорчевывает и губит деревья, а дух времени выкорчевывает и губит души. Если бы все люди жили духом времени, они шли бы по кругу и рано или поздно неизбежно вернулись бы к отправной точке.

Есть притча о кузнеце. Некий кузнец послал в мир своего сына искать такого ремесла, благодаря которому сын смог бы поддержать отца в старости. На дорогу он сказал ему: «Помни одно правило, которое помогает путешествующим: иди, куда поведет тебя ветер!». Послушался сын отца, отправился в путь и шел, куда ветер поведет. Долго он шел, пока снова не оказался перед кузницей отца. Удивился отец, а сын сказал ему: «Не удивляйся: твой совет привел меня назад. Чутко прислушивался я к ветру и шел за ним, как ты велел мне». Разочарованный кузнец ответил сыну: «Оставайся здесь и учись у меня, как я у своего отца».

Поверьте, так же и с духом, то есть с ветром времени. Поддавшись этому духу, Европа постепенно возвращается к язычеству, от которого в свое время отказалась ради света христианства. И, пока она знала Духа Святаго, от Него одного искала и принимала, шла она к свету и расцветала. А как только стала лениво следовать духу времени, повернула назад. Разве не видите, что она все ближе к темной кузнице мрачного Одина и Перуна?

О небесной милости

То, что ты читаешь в Священном Писании, превосходит твое понимание. Милость небес к тебе несказанна, а ты ропщешь, говоря: «Почему Господь взял у меня единственную дочь?».

Безгранична милость небесная, а ты спрашиваешь, искушая, милостивы ли небеса, если солнце жжет посевы, вода заливает, черви подтачивают корни, моры уносят миллионы жизней. Почему? Потому, что люди в безумии и злобе отвращаются от небесного благого закона и срываются в адскую пропасть; и необходимо их остановить, отрезвить и спасти.

Знаешь ли ты историю об отце, который из любви отсек руку собственному ребенку? Разбойники украли ребенка. Отец, схватив нож, погнался за ними. Он догнал их у самых ворот убежища, когда они уже через порог затаскивали ребенка к себе. Без колебаний отец замахнулся, отсек ребенку руку и убежал с ним домой. Скажи: что лучше, спасти однорукого ребенка или дать разбойникам изрубить его всего на части?

Непостижим Творец в милости Своей. Разве постижимо то, что сказал Он на Кресте: Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят. За Господом, в милосердии, следуют Ангелы. Они неустанно трудятся над спасением доверенных им человеческих душ.

Слышал я такую историю. Разбойник хотел убить священника, уже прицелился, крикнув ему: «Девяносто девять попов я застрелил; ты будешь сотым!». Священник сказал, что он готов к смерти, но попросил у разбойника воды. Разбойник принес, но, пока священник пил воду, умер разбойник. Тогда бесы стали бороться с Ангелами за его душу. Бесы насчитали 99 убийств и множество других грехов, но Ангелы сказали им: «Во-первых, он исповедал убийства перед священником и напоил жаждущего», и еще немало добрых, хотя и случайных дел напомнили Ангелы бесам, и бесы отступили. А ты спрашиваешь: где же милость небес? Воистину, небеса и на тебе показывают милость свою, если терпят тебя, хулителя, терпеливо ожидая твоего покаяния.

Мир тебе и милость от Господа.

Притча о великане и пахаре

  Один великан жил в своем замке в любви и изобилии. Никто на свете не мог потягаться с ним ни в здоровье, ни в силе, ни в богатстве. Однако, пресытившись всем на свете, великан почувствовал пустоту в сердце, понял бессмысленность своей жизни, и обуяла его тяжкая хандра.

Однажды утром решил он отправиться в путь, чтобы найти какую-нибудь радость и утешение в своей жизни. Оседлал он коня и в сопровождении слуг своих тронулся в путь. Странствовал он долго, но не нашел ничего, чтобы душу его развеселило и осветило.

Как-то приблизились они к одной ниве, где вдали трудился некий пахарь. На обочине возвышались огромные дубы с густыми кронами. Сошел великан в тень, чтобы отдохнуть и ненароком бросил взгляд на ниву, на пахаря и заметил необычную картину: один вол лежит на земле, другой стоит в ярме, а пахарь – на коленях с воздетыми руками непрестанно восклицает: «Благодарю Тебя, благодарю Тебя, хвала Тебе, Боже!»

Не уразумев ничего, великан подошел к пахарю и спросил:

– За что ты так благодаришь Бога, приятель?

– Околел у меня один вол, – ответил ему крестьянин.

– Ничего не понимаю, – сказал великан. – Другой бы плакал и кричал, жаловался бы на Небо и землю, а ты благодаришь. Объясни мне, прошу тебя.

Вздохнул пахарь да и говорит:

– Я человек грешный, поэтому меня и постигла беда. Бог за грехи мои взял моего вола. Как же мне не благодарить Его? Кроме того, в прошлые годы Бог мне дал, и у меня было несколько пар волов, и я благодарил Его. Теперь явлена Его святая воля: из последней пары взять одного вола. Я должен быть благодарен Ему, когда Он забирает, так же, как и когда Он дает. Слава Ему и хвала!

Удивился великан еще больше и спрашивает:

– Хорошо, но как же ты собираешься теперь пахать только на одном воле?

– Господь управит, – ответил пахарь, и лицо его осветилось легкой улыбкой.

Великан упрекнул самого себя, что он, живя в неге и изобилии, годами не улыбался так, как этот бедный крестьянин, который остался в поле с одним волом, но не потерял надежды. Тогда великан запустил руку в карман, достал несколько золотых и протянул их крестьянину.

– Вот, возьми, – сказал он, – да купи себе другого вола. Сегодня я от тебя научился многому.

Крестьянин принял деньги и радостно воскликнул:

– Не говорил ли я тебе, господин, что Бог всё управит? – Он опять воздел руки к Небу и громко повторил: – Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!

Великан отправился в обратный путь. Когда же он прибыл на место, то увидел, что его замок объят пламенем. И, глядя на это, он встал на колени, воздел руки и воскликнул:

– Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!

Его слуги удивились такому поступку своего господина, но он им сказал:

– Не удивляйтесь. Я не был благодарен Господу, когда Бог мне давал, зато теперь вдвойне благодарю Его, когда Он отнимает. Теперь настало для меня время труда и усилий с верой в Бога, а это и есть то единственное, что может вернуть смысл и радость моей жизни. Не бойтесь, Господь всё управит!

И великан предался труду созидания нового дворца. Тогда дух его воспрял, на душе прояснилось, сердце развеселилось.

И привык великан изо дня в день благодарить Бога за всё.

Мораль этой притчи ясна: нужно быть всегда благодарным Господу, ибо всякому человеку, в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога.

Два дерева

  Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое; и если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, недолго думая, он выбрал второе дерево.

Так и Бог из двух людей выберет для дома Своего не того, кто внешне выглядит праведным, но того, у кого сердце исполнено здравой правды Божией.

Пальма и колючка

  У дороги росла пальма, а под ней колючка. По дороге проходили путники, и колючка цепляла и царапала каждого из них. Путники сердились и ругали      колючку, сожалея, что никто ее не вырвет, чтобы она не вредила людям. Возгордилась колючка, подняла голову и надменно сказала пальме: «Что тебе толку от твоей высоты, если никто не сказал о тебе ни слова? Слышишь ли, только обо мне и говорят? Велика моя слава в мире, а ты ничтожество». – «Злая слава у тебя, такая же злая, как и ты сама. А то, что говорят о тебе, хуже молчания, – ответила ей пальма. – Обо мне говорят, только когда собирают финики с моих ветвей. Ты права, редко говорят, но слова эти полны благодарности и благословения».

Как стать счастливым

  Ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку…

Говорят, что некогда в Древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: «Человек Божий, но мы не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?» Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: «И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:

думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;

бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;

почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;

молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;

надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей;

просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;

исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;

благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей;

славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!».

Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, брат Степан, а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник.

О жизни грешника

    Некий человек получил богатое наследство, но использовал его только на строительство и украшение дома. И жил он в этом доме один, сам не ходил ни к кому и никого из добрых людей не принимал у себя. Во всем себе отказывал, вкладывал все только в дом. Немытый, нечесаный, в лохмотьях, голодный скупец все имение свое тратил только на дом, в котором обитал. Годами соседи не видели его лица, зато дом был украшен так, что прохожие не могли сдержать возгласа восхищения. Прислушивался тот человек к каждому слову похвалы о своем доме, и было это единственной его радостью. «Кто же это живет в таком доме? Кто он, если у него такой особняк?» – спрашивали прохожие. Но лица хозяина никто не видел. Наконец он расточил все, что имел, на содержание и украшение дома и довел себя до отчаяния.

Однажды в дом ударила молния, он вспыхнул и сгорел дотла, а сам хозяин едва успел выбраться на улицу и спастись. Люди испугались, увидев его: он и был похож на пугало, заросший, грязный, оборванный. И все, видя его, бежали прочь, как от чудовища. В отчаянии побрел он из города сам не зная куда. На дороге ему попались цыгане: «Он пригодится в нашем деле!» – решили они и, схватив его, искалечили, выкололи глаза, перебили ему руки и ноги и заставили просить для них милостыню.

Хозяин дома символизирует душу грешника. Большое богатство – дары Божии. Строительство, укрепление и украшение дома – символ попечения о плоти и мирской жизни. Неопрятный, оборванный и голодный человек – это запущенная, изголодавшаяся душа в теле. Молния – внезапная смерть. Соседи, которые гнушаются этим человеком, – Ангелы Божии, отвращающиеся от мерзкой души грешника. Цыгане – бесы, которые ищут и пленяют себе подобных.

Фальшивое золото и настоящее серебро

В большом парке готовилось народное гулянье, но пускали только по билетам. Многие хотели войти, но денег на билеты не было. Некий богатый человек решил испытать человеческие страсти и бросил в толпу детей горсть монет: это были фальшивые золотые монеты, среди которых был один настоящий серебряный динар. Бросились дети за монетами, перессорились, передрались, пока не собрали все монеты. Но на серебряный динар никто не обратил внимания, ибо каждый думал: золото дороже серебра. Те, кто держал в руках подделку, чувствовали себя совершенно счастливыми, но исход был горьким и неожиданным. Когда они пришли купить билеты, выяснилось, что деньги фальшивые, и полицейские сопроводили их в тюрьму. Один был находчивее всех: увидев, что случилось с его товарищами, он бросил фальшивый золотник и пошел искать серебряный динар. Когда нашел его, купил билет и попал в парк на гулянье.

Толкование: веселье есть Царство Небесное, или Царство бессмертной радости. Фальшивые монеты – плотские желания, земное тщеславие и самообман, отдаляющие людей от Царства истинной радости и уводящие их в царство муки и тьмы. Чистое серебро символизирует внутреннюю доброту и истину праведной души. Дети, падкие на обманчивый блеск сего мира, суть грешники. Ребенок, который отбросил фальшивое золото и поспешил за сребреником, символизирует раскаявшегося грешника.

Плод заповеди Христовой

Заповеди Христа кажутся неисполнимыми тому, кто ни разу не попытался их исполнять. Например, Господь сказал: благотворите ненавидящим вас (Мф. 5:44; Лк. 6:27), а ты с удивлением спрашиваешь: «Разве это возможно? Разве такая заповедь не противна человеческой природе?». Ты никогда не спросил бы, если хотя бы раз в жизни попытался сделать добро человеку, который тебя ненавидит. А если бы попытался, знал бы, что эта заповедь Господа исполнима и согласна с лучшей человеческой природой.

Рассказывал нам один крестьянин: «Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть. Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас, я крикнул ребенку: «Хватит!». Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить эту заповедь Божию. Как мне сделать доброе дело для своего соседа? И однажды услышал я из соседского дома громкий плач. Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги. Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу! Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно. Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени. Я подошел к изгороди.

– Зачем ты звал меня? – спросил я его. Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова, плакал и плакал. И с тех пор мы живем в большей любви, чем родные братья».

Вот какие сладкие и чудесные плоды приносит исполнение заповедей Божиих.

Безумное слово и доброе слово

В одном селе произошел страшный случай. Был у одной матери единственный сын, школьник. Рассердилась как-то мать на сына и в гневе произнесла безумные слова: «Если бы глаза мои тебя никогда не видели, тогда я была бы счастлива!». Ребенок был настолько потрясен, что схватил ружье и застрелился; рядом с ним нашли его школьную дощечку, на которой он написал слова: «Мама, вот, исчезаю я с глаз твоих, только бы ты была счастлива». После этого одинокая мать каждый вечер сидела у очага и заливала огонь слезами, пока однажды утром не нашли ее мертвой у погасшего очага: умерла от горя.

Видишь, что безумное слово делает? Но не оставлю тебя без примера доброго слова. Во время войны послали одного боязливого солдата в разведку. Все знали его боязливость и смеялись, когда узнали, куда посылает его старшина. Только один солдат не смеялся. Он подошел к своему товарищу, чтобы поддержать и ободрить его. Но тот ответил ему: «Погибну я, враг совсем рядом!». – «Не бойся, брат: Господь еще ближе»,– ответил ему добрый товарищ. И эти слова, как большой колокол, зазвонили в душе того солдата, и звонили до конца войны. И вот, некогда робкий солдат вернулся с войны награжденный многими орденами за храбрость. Так преобразило его благое слово: «Не бойся: Господь еще ближе!».

О богохульнике

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника:

–Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

–Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

О невольнике

Жил в доме белого господина чернокожий раб, смирный и благочестивый христианин. Белый хозяин имел обыкновение в гневе ругать и поносить имя Божие. И была у белого господина собачка, которую он очень любил. Однажды случилось так, что хозяин страшно разозлился и стал поносить и хулить Бога. Охватила тогда негра мука смертная, схватил он хозяйскую собачку и давай ее грязью мазать. Увидев это, хозяин закричал:

–Что ты делаешь с моим любимым псом?!

–То же, что и ты с Господом Богом, – ответил невольник миролюбиво.

О сквернослове

В Сербии, в одной больнице, с утра и до вечера обходя больных, работали доктор с фельдшером. У фельдшера был злой язык, и он постоянно, словно грязной тряпкой, хлестал любого, о ком бы ни вспомнил. Его грязная брань не щадила даже Господа Бога.

Однажды доктора посетил его друг, приехавший издалека. Доктор пригласил его присутствовать на операции. С доктором был и фельдшер.

Гостю стало тошно при виде страшной раны, из которой истекал гной с отвратительным запахом. А фельдшер, не переставая, бранился. Тогда друг спросил доктора:

–Как ты можешь слушать такую богохульную брань?

Доктор ответил:

–Друг мой, я привык к нагноившимся ранам. Из гнойных ран должен вытекать гной. Если гной скопился в теле, он вытекает из открытой раны. Если гной копится в душе, он истекает через уста. Мой фельдшер, бранясь, лишь открывает зло, накопленное в душе, и изливает его из души своей, как гной из раны.

Крокодилы

Ты говоришь, что веришь в Бога, но не можешь поверить в существование бесов. Есть притча об одном страннике, который, придя в Египет, имел большое желание искупаться в Ниле, чтобы потом было что вспомнить. Местные жители предостерегали его о том, что в Ниле водятся крокодилы, отговаривая заплывать на глубину. Но он не верил «бабьей сказке» о крокодилах и, как хороший, уверенный в себе пловец, заплыл далеко в мутные нильские воды. Вдруг крокодил набросился на пловца и вонзил в него свои зубы. При жизни храбрец не захотел поверить в существование крокодилов, а перед смертью не осталось у него на это времени.

Притча о великане и пахаре

Один великан жил в своем замке в любви и изобилии. Никто на свете не мог потягаться с ним ни в здоровье, ни в силе, ни в богатстве. Однако, пресытившись всем на свете, великан почувствовал пустоту в сердце, понял бессмысленность своей жизни, и обуяла его тяжкая хандра.

Однажды утром решил он отправиться в путь, чтобы найти какую-нибудь радость и утешение в своей жизни. Оседлал он коня и в сопровождении слуг своих тронулся в путь. Странствовал он долго, но не нашел ничего, чтобы душу его развеселило и осветило.

Как-то приблизились они к одной ниве, где вдали трудился некий пахарь. На обочине возвышались огромные дубы с густыми кронами. Сошел великан в тень, чтобы отдохнуть и ненароком бросил взгляд на ниву, на пахаря и заметил необычную картину: один вол лежит на земле, другой стоит в ярме, а пахарь – на коленях с воздетыми руками непрестанно восклицает: «Благодарю Тебя, благодарю Тебя, хвала Тебе, Боже!»

Не уразумев ничего, великан подошел к пахарю и спросил:

– За что ты так благодаришь Бога, приятель?

– Околел у меня один вол, – ответил ему крестьянин.

– Ничего не понимаю, – сказал великан. – Другой бы плакал и кричал, жаловался бы на Небо и землю, а ты благодаришь. Объясни мне, прошу тебя.

Вздохнул пахарь да и говорит:

– Я человек грешный, поэтому меня и постигла беда. Бог за грехи мои взял моего вола. Как же мне не благодарить Его? Кроме того, в прошлые годы Бог мне дал, и у меня было несколько пар волов, и я благодарил Его. Теперь явлена Его святая воля: из последней пары взять одного вола. Я должен быть благодарен Ему, когда Он забирает, так же, как и когда Он дает. Слава Ему и хвала!

Удивился великан еще больше и спрашивает:

– Хорошо, но как же ты собираешься теперь пахать только на одном воле?

– Господь управит, – ответил пахарь, и лицо его осветилось легкой улыбкой.

Великан упрекнул самого себя, что он, живя в неге и изобилии, годами не улыбался так, как этот бедный крестьянин, который остался в поле с одним волом, но не потерял надежды. Тогда великан запустил руку в карман, достал несколько золотых и протянул их крестьянину.

– Вот, возьми, – сказал он, – да купи себе другого вола. Сегодня я от тебя научился многому.

Крестьянин принял деньги и радостно воскликнул:

– Не говорил ли я тебе, господин, что Бог всё управит? – Он опять воздел руки к Небу и громко повторил: – Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!

Великан отправился в обратный путь. Когда же он прибыл на место, то увидел, что его замок объят пламенем. И, глядя на это, он встал на колени, воздел руки и воскликнул:

– Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!

Его слуги удивились такому поступку своего господина, но он им сказал:

– Не удивляйтесь. Я не был благодарен Господу, когда Бог мне давал, зато теперь вдвойне благодарю Его, когда Он отнимает. Теперь настало для меня время труда и усилий с верой в Бога, а это и есть то единственное, что может вернуть смысл и радость моей жизни. Не бойтесь, Господь всё управит!

И великан предался труду созидания нового дворца. Тогда дух его воспрял, на душе прояснилось, сердце развеселилось.

И привык великан изо дня в день благодарить Бога за всё.

Мораль этой притчи ясна: нужно быть всегда благодарным Господу, ибо всякому человеку, в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога.

Больные и Врач

В одной больнице было множество больных. Одни лежали в жару и с нетерпением ждали, когда же придет врач; другие прогуливались, считали себя здоровыми и не желали видеть врача. Однажды утром врач пришел осмотреть пациентов. С ним был и его друг, который носил больным передачи. Друг врача увидел больных, у которых был жар, и ему стало их жалко.

– Есть ли для них лекарство? – спросил он врача. А врач шепнул ему на ухо:

– Для тех, что лежат в жару, лекарство есть, а вот для ходячих нет лекарства… Они больны неизлечимой болезнью; внутри они совсем сгнили.

Весьма удивился друг врача, удивился двум вещам: тайне человеческих болезней и ненадежности человеческих очей.

Теперь представь себе: и мы находимся на лечении в этой всемирной больнице. Болезнь у всех нас одна, и название ей – неправда. Слово сие объемлет собою все страсти, все пороки, все грехи – короче говоря, все слабости и всю расслабленность нашей души, нашего сердца и нашего ума. Одни больные только что заболели, у других болезнь в самом разгаре, а третьи выздоравливают. Но таково свойство этого недуга внутреннего человека, что лишь выздоравливающие знают, какую страшную болезнь они пережили. Наиболее тяжко болящие менее всего понимают, что они больны. И при телесной болезни человек в сильном жару не осознает ни себя, ни своей болезни. И безумный никогда не скажет о себе, что он безумен. Новоначальные же в неправде некоторое время стыдятся своей болезни; но повторяющиеся грехи быстро приводят их к греховному навыку, а тот, в свою очередь, – к опьянению и обольщению неправдою, при которой душа более не осознает ни себя, ни своей болезни. И теперь представь, что в больницу приходит Врач и спрашивает:

– Что у вас болит?

Те, кто только что заболел, от стыда не посмеют признаться в своей болезни, но скажут:

– Ничего!

Те, у кого болезнь в самом разгаре, даже обидятся на такой вопрос и не только скажут:

– Ничего у нас не болит! – но и станут хвалиться своим здоровьем. И только выздоравливающие, вздохнув, ответят Врачу:

– Всё, всё у нас болит! Помилуй нас и помоги!

Самый тяжелый безумец

Однажды, когда я посетил больницу для душевнобольных, врач подвел меня к решетке, за которою был человек, наиболее тяжело больной безумием.

– Как ты себя чувствуешь? – спросил я его. Он тут же ответил:

– А как я могу себя чувствовать среди этих сумасшедших?

О поклонении

Один богатый молодой индиец проходил со своей свитой через перевалы Гиндукуша. В горах ему повстречался некий старец, пасущий коз. Нищий старик сошел на обочину дороги и поклонился богатому юноше. А юноша соскочил со своего слона и распростерся ниц перед старцем. Старец изумился этому, поразились и люди из его свиты. А он сказал старцу:

–Преклоняюсь перед очами твоими, ибо они прежде моих увидели этот мир, творение Всевышнего. Преклоняюсь перед твоими устами, ибо они раньше моих произнесли Его святое имя. Преклоняюсь перед твоим сердцем, ибо оно прежде моего затрепетало от радостного осознания, что Отец всех людей на земле – это Господь, Царь Небесный.

Притча о рыбаках

На берегу одной реки жили два рыбака со своими семьями. У одного было много детей, а другой был бездетным. Каждый вечер оба рыбака забрасывали свои неводы и шли спать. С некоторых пор стало так, что в сетях многодетного рыбака всегда оказывалось по две-три рыбины, а у бездетного – в изобилии. Бездетный рыбак из милости вытаскивал из своего полного невода по несколько рыбин и отдавал соседу. Так продолжалось довольно долго, быть может, целый год. В то время как один из них богател, торгуя рыбой, другой едва сводил концы с концами, порой не имея возможности даже хлеба купить своим детям.

«В чем тут дело?» – думал несчастный бедняк. Но вот однажды, когда он спал, ему открылась истина. Явился ему во сне некий человек в ослепительном сиянии, как ангел Божий, и сказал: «Скорее вставай и отправляйся на реку. Там ты увидишь, почему ты беден. Но когда увидишь, не давай волю гневу».

Тут рыбак проснулся и вскочил с постели. Перекрестившись, он вышел к реке и увидел, как его сосед перекидывает рыбину за рыбиной из его невода в свой. От негодования вскипела кровь у бедного рыбака, но он вспомнил предостережение и смирил гнев свой. Немного остыв, он спокойно сказал вору: «Сосед, может, тебе помочь? Ну что ж ты мучаешься в одиночку!»

Пойманный с поличным, сосед просто оцепенел от страха. Когда он пришел в себя, то бросился в ноги бедному рыбаку и воскликнул: «Поистине, Господь указал тебе на мое преступление. Тяжко мне, грешному!» И тогда отдал он бедному рыбаку половину своего богатства, чтобы тот людям о нем не рассказывал и в темницу не отправил.

Бакалейщику, о правой мере

Сказал нам Спаситель: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мк.4:24; Лк.6:38). Об истинности этих святых слов ты свидетельствуешь своим личным опытом. С твоего согласия я излагаю его здесь на пользу многим.

Тебя обкрадывали приказчики, один за другим. Ты увольнял их и заменял новыми. Ты принимал на работу людей с лучшими рекомендациями, как честных и ответственных, но они оказывались мошенниками. Иногда ты приходил в бешенство, иногда в отчаяние. Ты бесконечно жаловался своим друзьям-торговцам, но никто не мог дать тебе совета и говорили обычно: «Что по делаешь, такой нынче народ!» Наконец Господь послал тебе настоящего советчика. В ваш город приехали русские монахи, чтобы просить пожертвования для своего монастыря. Однажды утром они вошли и в твою лавку. Долго ты разговаривал с ними, наконец посетовал на своих приказчиков. Во время твоего рассказа один старый монах пристально и молча смотрел тебе в лицо. Когда ты изложил свою жалобу, сказал старец: «Есть от этого спасение!»

– Где, в чем? – удивился ты.

– Оно в тебе самом, – ответил старец, – отныне хорошо смотри, какой мерой меришь ты своим покупателям. Давай сверх меры, всегда сверх меры! И перестанут тебя обкрадывать!

Гром среди ясного неба! Никто тебе раньше и не намекал на то, что тебя обкрадывают из-за того, что ты сам крадешь. Ты обвешивал покупателей, а приказчики обкрадывали тебя. Ты исполнил совет монаха: давал сторицей каждому – несколько лишних кусочков сахара или кофейных зерен, несколько грамм риса или других продуктов. Так, как когда-то поступали прежние лавочники. И с тех пор прекратились кражи в твоей лавке. У тебя служат те же приказчики, которые раньше воровали, все работают честно, и никто не ворует. Вся твоя торговля пошла в гору. Ты просто чувствуешь, что с тех пор, как старый монах открыл тебе глаза на истину, благословение Божие сошло на тебя. И сейчас ты, словно евангельский проповедник, наставляешь все купечество и уже не ищешь советов, а сам даешь их. Еще повесил ты у себя в лавке доску с надписью крупными буквами: Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

Господь да благословит и укрепит тебя.

Притча о торговце

В одном арабском городе жил торговец Измаил. Когда бы он ни отпускал покупателям товар, он всегда обсчитывал их на несколько драхм. И состояние его весьма умножилось. Однако дети его были больны, и он тратил много денег на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше он обманывал своих покупателей. Но чем больше он обманывал покупателей, тем сильнее болели его дети.

Однажды, когда Измаил сидел один в своей лавке, полный тревог о своих детях, ему показалось, что на миг раскрылись небеса. Он поднял глаза к небу, чтобы посмотреть, что там происходит. И видит: стоят ангелы у огромных весов, отмеряющих все блага, которыми Господь наделяет людей. И вот, подошла очередь семьи Измаила. Когда ангелы стали отмерять здоровье для его детей, они бросили на чашу весов здоровья меньше, чем было гирь на весах. Разгневался Измаил и хотел прикрикнуть на ангелов, но тут один из них обернулся к нему и говорит: «Мера правильна. Что же ты сердишься? Мы недодаем твоим детям ровно столько, сколько ты недодаешь своим покупателям. И так мы вершим правду Божию».

Измаил рванулся, как будто его мечом пронзили. И стал он горько каяться в своем тяжком грехе. С тех пор стал Измаил не только правильно взвешивать, но всегда добавлял лишку. А к детям его вернулось здоровье.

О богатстве

В одном городе жил богатый купец, и было у него три сына. Торговец он был хороший, оборотистый и сумел нажить огромное состояние. Когда его спрашивали, зачем ему такое богатство и столько хлопот, он отвечал: «Я весь в трудах, стараясь обеспечить сыновей, чтобы они не страдали». Слыша это, сыновья его обленились и вообще перестали трудиться, а после смерти отца начали тратить накопленное отцом богатство. Захотелось отцу с того света прийти посмотреть, как его сыновья живут без труда и забот. Господь Бог отпустил его, он сошел в родной город и подошел к своему дому.

Но когда он постучал в ворота, открыл ему какой-то незнакомец. Спросил купец о своих сыновьях и услышал в ответ, что сыновья его на каторге. Праздность довела их до ссоры, а ссора привела к поджогу дома и убийству.

–Увы, – вздохнул обезумевший от горя отец, – я хотел создать рай для своих детей, но сам уготовил для них ад.

И стал несчастный отец ходить по всему городу и учить всех родителей:

–Не будьте такими безумцами, каким был я. Из-за безмерной любви к своим детям я сам толкнул их в пекло ада. Не оставляйте детям, братья, никакого имущества. Научите их трудиться, и это оставьте им в наследство. Все остальное богатство раздайте нищим перед своей смертью.

О трудах в воскресный день

Некий человек не почитал заповедь Божию о праздновании воскресного дня и продолжил субботние труды и в воскресенье. Когда все село отдыхало, он до седьмого пота трудился в поле со своими волами, которым тоже не давал отдохнуть. Однако на следующей неделе в среду он обессилел, ослабли и его волы; и когда все село вышло в поле, он остался дома, усталый, угрюмый и отчаявшийся.

Притча о грешных мыслях

Один праведный человек по имени Лавр оставил свое село и ушел в горы, искоренив в душе своей все свои желания, кроме желания посвятить себя Богу и попасть в Царство Небесное. Несколько лет Лавр провел в посте и молитвах, думая только о Боге. Когда он снова вернулся в село, все односельчане подивились его святости. И все его почитали как истинного человека Божия. И жил в том селе некто по имени Фаддей, который позавидовал Лавру и сказал односельчанам, что и он может стать таким же, как Лавр. Тогда удалился Фаддей в горы и стал в одиночестве изнурять себя постом. Однако через месяц Фаддей вернулся обратно. И когда односельчане спросили, чем он занимался все это время, он ответил:

–Я убивал, крал, лгал, клеветал на людей, превозносил себя, прелюбодействовал, поджигал дома.

–Как это может быть, если ты был там один?

–Да, телом я был один, но душой и сердцем я все время был среди людей, и чего не мог делать руками, ногами, языком и телом своим, делал мысленно в душе.

Две притчи о правителях и о гордости

Ты пишешь, что в этом году для тебя праздник Пасхи был омрачен. Что случилось? Твой лучший друг получил высокое назначение. Сначала ты обрадовался, но уже спустя несколько недель он стал чуждаться тебя. Он не отвечает на твои письма, холоден и краток в разговорах, заставляет тебя ждать у дверей его кабинета, за глаза говорит о тебе презрительно. Ты не узнаешь его. Что случилось с таким милым когда-то человеком? Как сказали бы арабы: «его проглотило кресло». Если хочешь, прочти ему то, что сейчас напишу тебе.

Жили в арабской стране два друга. Каждый вечер собирались у очага и беседовали, сидя на маленьких трехногих стульях. Случилось так, что один из них стал шейхом. Переселился он в каменный дворец и сидел теперь на высоком троне из перламутра. Множество людей приходило поклониться новому властителю. Пришел и его старый друг и был счастлив поздравить его. Но гордый шейх не захотел сразу впустить его и заставил дожидаться у ворот в течение многих дней. Наконец шейх приказал, чтобы друга впустили. Друг скромно вошел, а шейх еще больше развалился на своем роскошном перламутровом троне. Все понял его друг, и нарочно стал оглядываться, как бы ища глазами шейха. Тогда шейх сердито спросил его, что он ищет.

– Тебя ищу, человече, где ты? – ответил друг и добавил печально: – Пока сидел ты на малом стуле, за человеком стула не было видно, а теперь, смотри, за троном человека не найти.

То же случилось и с твоим другом. Потерялся человек в высоком кресле. Но это настолько обычное явление, что твой гнев выглядит смешным. Наверху людям труднее удержаться, чем внизу.

О человек, о прах! Чем гордишься? Ничтожеством в жизни или ничтожеством в смерти?

Один греческий правитель имел обычай каждое утро кланяться на две стороны – поклон в одну сторону, поклон в другую. Когда его спросили, кому он кланяется, он ответил: «Богу и народу. Ибо все, что имею, либо от Бога, либо от народа».

О человек, секунда во времени и миллиметр в пространстве! Чем гордишься? Сказано о тебе в Писании: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч.16: 5), и, если хочешь, еще: Бог гордым противится (Иак.4:6; 1Пет.5:5; ср. Притч.3:34), или: Погибели предшествует гордость (Притч.16:18). Своей гордостью ты объявил войну Всемогущему и Вечному. Атом восстал на Безграничного! Секунда взбунтовалась против Бессмертного! Даже муравью очевидно твое поражение. Внезапно придут к тебе позор и погибель. Потому обратись, покайся, отрезвись, опомнись, стань человеком. Будь человеком. Это почетнее, чем быть царем. Будь человеком. Это драгоценнее всех корон и важнее всех престолов.

Вот поучение для твоего друга. А тебе здравия, мира от Господа и радостной Пасхи.

Мудрый ученик

Среди учеников одного древнего мудреца был один богатый и гордый юноша: из-за одного только недоброго слова он был готов биться до крови. Чтобы исцелить его от гордости и вспыльчивости, мудрец наложил на него такую епитимью: три года гордец должен был странствовать по свету и платить каждому, кто оскорбит его. Юноша покорился учителю и отправился в путь. Ходил по свету и платил всякому, кто соглашался оскорбить его. Когда прошло три года, он вернулся к учителю. Но при входе в город ему встретился рассерженный кем-то прежде страж и обрушил весь свой гнев на юношу. Тот, вместо того чтобы ответить ему оскорблением на оскорбление, улыбнулся. «Чему ты улыбаешься?» – спросил удивленный страж. И мудрый ученик ответил ему: «Три года я платил каждому, кто бы оскорбил меня хоть немного, а ты бесплатно изругал меня больше тех, кому я давал деньги». Когда мудрец узнал о случившемся, то, встретив своего исправившегося ученика, радовался и перед всеми хвалил его.

Пощечина и милостыня

Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи «для сирот Христа ради». Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: «Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!» – постыдился человек и дал ему милостыню.

Ошибка в тексте